Оформление земельного участка через МФЦ: покупка, продажа, дарение и приватизация

Возможность владеть и в полной мере распоряжаться землей появляется у гражданина исключительно после окончания процесса оформления права собственности. Самый простой и легкий способ зарегистрировать свои права и получить все требуемые бумаги – обратиться в ближайший МФЦ.

оформление земельного участка в мфц

Под терминами «пользование» и «распоряжение» понимается возможность продажи, дарения, обмена, сдачи в аренду и совершение любых других юридически значимых деяний.

Содержание

Законное приобретение земельного участка

Законодательством РФ предусмотрены следующие способы приобретения участка земли в личную собственность:

  • Приобретение по договору купли-продажи
  • Получение в дар
  • Наследование
  • Оформление приватизации
  • Приобретение в качестве уставного капитала, передаваемого вновь созданному юридическому лицу.

Причины, по которым передача земли в собственность не является возможной

В ряде случаев передать в право собственности земельный участок невозможно, так как законом Российской Федерации это запрещено.

Так, не удастся оформить право собственности на участки, имеющие статус культурного наследия или охраняемой зоны. Помимо этого, нельзя распоряжаться участками, расположенными в заповедниках и принадлежащих государству парковых зонах. Такая категория, как общественные земли, также не может быть передана в частную собственность юридическим лицам и гражданам. К ней относятся кладбища, природные памятники и т.д.

Использовать, но не приобретать в собственность можно земельные участки, относящиеся к категории морского или военного резерва. Такая земля не может быть отчуждена государством.


Получить всю необходимую информацию об участке и выяснить возможность получения ее в собственность можно обратившись в Росреестр. Для этого потребуется предоставить кадастровый номер. В том случае, если земля не состоит на учете, ее можно получить в собственность по упрощенной процедуре.

Оформление земельного участка в МФЦ после мены, купли-продажи или дарения

Заключение договора на приобретение земельного участка любым вышеперечисленным способом еще не позволяет приобретателю считаться правообладателем.

Это становится возможным только после прохождения документацией процедуры государственной регистрации.

Только после завершения процедуры госрегистрации земельный участок обретает нового владельца, который получает все установленные законом права.

Для регистрации участка владельцу нужно обратиться в любое удобное для него отделение МФЦ, предварительно собрав следующий пакет документов: 

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Заполненный бланк заявления (можно скачать его заранее на портале МФЦ или же заполнить непосредственно во время визита в центр);
  • Выписка из Росреестра;
  • Квитанция об оплате необходимых государственных пошлин (их также можно оплатить в самом многофункциональном центре);
  • Паспорт или иное удостоверение личности продавца и бумаги, подтверждающие его права на земельный участок;
  • Договор о передаче права собственности на участок (дарение, купля-продажа и т.д.).

Оговоренный законом РФ срок регистрации составляет 7 дней, в случае подачи документов посредством МФЦ к нему прибавляется еще 2 дня.

Наследование земельного участка через МФЦ

Процесс вступления в права наследства занимает немало времени: законом предусмотрен срок в 6 месяцев. В течение этого периода все возможные претенденты должны заявить свои права на имущество, обратившись к нотариусу.

Если за этот срок объявился только один наследник, именно он получает свидетельство в нотариальной конторе. Следующий шаг в этом случае – регистрация своих прав через многофункциональный центр.

Документы для оформления наследства

Для прохождения предусмотренной законом процедуры гражданину, обратившемуся в МФЦ, потребуется предъявить специалисту следующий пакет документов:

  • Паспорт либо другое предусмотренное законом удостоверение личности;
  • Блан заявления (можно заполнить в МФЦ вместе со специалистом в момент обращения);
  • Нотариальное свидетельство;
  • Кадастровый паспорт на имущество;
  • Свидетельство о смерти наследодателя;
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины (возможно оплата на месте при подаче заявления).

Приватизация земли через МФЦ

Большое число граждан РФ владеют частным домом и земельным участком, но, в том случае, если земля была получена несколько десятилетий назад, бумаг, подтверждающих права фактического владельца на нее, как правило, нет.

На данный момент законодательством РФ для такой категории граждан предусмотрена процедура оформления документов о приватизации земельного участка посредством обращения в МФЦ.

Первым шагом в этом случае должно стать обращение в муниципалитет города или сельского поселения по месту нахождения самого участка с заявлением о приватизации земли.

К нему требуется приложить кадастровый план. В случае отсутствия такового придется сначала поставить землю на учет, пригласив специалиста для проведения замеров и межевания. Если на участке есть какие-либо строения, на них также придется предоставить кадастровую документацию.

Рассматривается такое заявление в течение двух недель, после чего выносится один из вариантов решения:

  • О платном отчуждении в пользу гражданина, подавшего заявление;
  • О безвозмездной передаче;
  • Об отказе в передаче в собственность.

В случае бесплатной передачи земельного участка в собственность заявителя он получает на руки соответствующее решение муниципалитета. При выкупе заключается договор соответствующего содержания. Но обратиться с ним в МФЦ можно будет только после полной оплаты, обозначенной в нем суммы.

Список необходимых для приватизации документов

На момент непосредственного обращения в МФЦ заявитель должен иметь при себе пакет из следующих документов:

  • Договор купли-продажи или решение о безвозмездной передаче;
  • Паспорт;
  • Выписку из кадастра;
  • Заполненный бланк заявления.

Если приватизации подлежит земля, на которой отсутствуют здания и сооружения, процесс займет немного больше времени. После выбора участка необходимо будет вызвать специалиста из кадастра и провести все необходимые для постановки на учет процедуры.